19.01.2017

В правительстве региона обсудили актуальные вопросы защиты прав потребителей Тульской области

19 января под руководством первого заместителя Губернатора Тульской области – председателя правительства Тульской области Юрия Андрианова состоялось первое в этом году заседание регионального правительства.

На нем обсудили актуальные вопросы защиты прав  потребителей Тульской области. С докладом выступил  руководитель управления Роспотребнадзора по Тульской области Александр Ломовцев. По его словам, потребителей интересует не только качество оказания услуг, но и качество приобретаемых товаров. В последнее время региональный Роспотребнадзор усиливает  работу в этой части. Наиболее актуальными темами являются оборот на рынке пищевой продукции, товаров легкой промышленности, товаров для детей и др.

По словам Александра Ломовцева, в данный момент ведется работа на рынке меховых изделий. До сего времени никто не представлял его масштабы и структуру. Постановлением Правительства РФ Роспотребнадзор определен единственным органом, контролирующим этот вопрос на внутреннем рынке. Внешний рынок контролирует таможенная служба. В ходе маркировки шуб в масштабах государства были выявлены реальные объемы российского рынка меховых изделий, которые оказались более значительными, чем предполагалось ранее. В Тульской области в отношении 25 хозяйствующих субъектов проведены внеплановые  проверки. В ходе 18 из них выявлены нарушения.

Александр Ломовцев озвучил примеры одиозного, беспринципного поведения продавцов и исполнителей услуг. Так, например, в течение пяти последних лет хозяйствующий субъект, осуществляющий комиссионную торговлю мобильными телефонами и компьютерной техникой под вывеской «Мобайл опт», систематически нарушающий законодательство, четырежды перерегистрировался в связи с вынесением судом решений о его ликвидации по заявлениям Управления. Однако, как показали последующие проверки, действенных мер по устранению нарушений не последовало. В настоящее время по тому же адресу под той же вывеской торгует новая организация, но поток обращений потребителей, попадающих в сети недобросовестных работников, не ослабевает.

Другой пример: ООО «Виват» осуществляет деятельность по ремонту автомобилей  и продаже запасных частей для них. В течение года к Роспотребнадзор поступило более 40 обращений обманутых потребителей, которые предварительно оплатив товары и услуги, не получили ни того, ни другого. Контролирующим органом подано более 10 исков в защиту прав конкретных потребителей, даны заключения в судах. Все иски судами удовлетворены, нарушения продолжаются. В настоящее время ведется судебное разбирательство, связанное с ликвидацией данного предприятия.

По итогам прошлого года  в ходе проверок выявлено  более 4 тысяч    нарушений законодательства в области защиты прав потребителей,  за допущенные нарушения  составлено  более тысячи протоколов, наложены штрафы на сумму более 6 млн. рублей, при этом взыскано  порядка 90% штрафов.

Судебная практика  характеризуется следующими показателями:  за последние 3 года  Управлением в качестве государственного органа дано 444    заключения по делам, связанным с защитой прав потребителей, подано  276 исков в защиту  прав потребителей,   в том числе 45  - в защиту интересов неопределенного круга потребителей.

Как отметил глава регионального Роспотребнадзора, значительный объем работы представляет собой консультирование и информирование потребителей. Население обращается по телефону «горячей линии» и в «Общественную приемную». Таких обращений за год более 7 тысяч. В большинстве  случаев потребителям оказывалась помощь в составлении претензий в адрес хозяйствующих субъектов, что позволило урегулировать имущественные споры в досудебном порядке и возместить гражданам товары и денежные средства на сумму 14 млн. рублей.      

Наибольшее количество нареканий потребителей (48%) касалось сферы розничной торговли, оказания  жилищно-коммунальных  (12%),  финансовых  услуг  (9%),   услуг связи (5%).

В своем докладе Александр Ломовцев акцентировал особое внимание на изменениях в законодательстве, вступивших в силу с 1 января. Изменения связаны с организацией и осуществлением государственного контроля, предусматривающие дополнительные условия проведения проверок по обращениям потребителей о нарушении их прав. Теперь основанием для проведения проверки является обращение граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой своих нарушенных прав к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и его обращение не было рассмотрено либо его требования не были удовлетворены.

Помимо основной работы по защите прав потребителей, в 2016 году по- прежнему значительное внимание уделено привлечению к сотрудничеству элементов гражданского общества в лице общественных объединений, среди которых наиболее активны  «Тульское общество потребителей», «Тульская областная ассоциация защиты  прав потребителей», межрегиональная организация «БЛОК-ПОСТ». Ведется совместная работа по правовому просвещению предпринимателей.

«Потребность в нашей работе среди населения с каждым годом только увеличивается. Работу в данном направлении мы будем продолжать», - сказал в завершении своего доклада Александр Ломовцев.

Юрий Андрианов поручил председателю комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку Татьяне Лапаевой и уполномоченному по защите прав предпринимателей в Тульской области Александру Головину активизировать  работу по просвещению предпринимателей путем проведения семинаров на различные темы защиты прав потребителей.

^