08.04.2019

Алексей Дюмин: «Общество должно научиться принимать детей с особыми потребностями»

8 апреля на еженедельном оперативном совещании под председательством Губернатора Алексея Дюмина обсудили создание условий для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Министр образования Тульской области Алевтина Шевелева отметила, что в этом учебном году в детских садах, школах, колледжах и техникумах, где открываются специализированные классы (группы), обучаются (воспитываются) 11602 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них более 3600– дети-инвалиды.

В 15 специальных государственных учреждениях организовано обучение детей с различными нарушениями: не слышащих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с тяжелыми речевыми нарушениями, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями.

Помимо школы, дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться на дому (при наличии медицинских показаний).

Новые, в том числе дистанционные методики обучения востребованы для образовательного процесса, а также создают дополнительные возможности для обучения детей-инвалидов. Так, на базе Тульского областного центра образования работает Центр дистанционного образования детей-инвалидов. По его программам занимаются 239 детей- инвалидов из разных уголков области, обучающиеся на дому, из них 44 инвалида-колясочника.

«Нужно, чтобы особые дети были встроены в социум, - подчеркнул Алексей Дюмин. – Совместное обучение позволит им избежать замкнутости и барьеров в общении с другими детьми. Необходимо также вести постоянную разъяснительную работу с родителями и учителями. Именно взрослые люди должны научиться принимать особых детей. А отношения между детьми во многом напрямую зависит от позиции взрослого – педагога и родителя».

В рамках программы «Доступная среда» с 2013 года организована работа по обеспечению доступности зданий образовательных учреждений для детей с особыми потребностями. В 236 учреждениях дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования обустроены входные группы пандусами, подъемниками, расширены дверные проемы, закуплено специализированное учебное оборудование. В 2019 году участниками программы стали еще 7 образовательных организаций.

В 2019 году развитие инфраструктуры специализированных образовательных учреждений продолжается, в том числе в рамках реализации проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». На оснащение кабинетов технологии в 5 государственных образовательных учреждениях, где учатся дети с задержкой речевого и психического развития и интеллектуальными нарушениями выделено более 27 млн руб.

Одно из наиболее важных условий для работы с детьми - наличие необходимых кадровых ресурсов. В нынешнем учебном году психолого-педагогическое сопровождение для детей с особыми потребностями в детских садах осуществляют 599 специалистов, в школах – 631.

В Тульском областном центре образования впервые открыт специализированный класс «Особый ребенок», в котором созданы специальные условия для 11 детей с аутизмом. Открытие еще двух ресурсных классов планируется с 1 сентября 2019 года в муниципальных школах Тулы и Новомосковска.

По результатам мониторинга 15 специальных учреждений, до 60% выпускников поступают в учреждения среднего профессионального образования.

По словам министра, во всех специальных учреждениях имеются кабинеты психологов, логопедов, дефектологов, сенсорные комнаты, где дети могут получать необходимую коррекционную помощь. В каждом таком учреждении оборудованы всем необходимым кабинеты технологии и мастерские, так как для таких ребят очень важно развивать навыки самообслуживания. В этих кабинетах они могут получить также первые профессиональные навыки – начать учиться отделочным, штукатурным, слесарным и столярным работам, швейному делу.

В рамках нацпроекта предусмотрена модернизация существующих сегодня кабинетов. В 2019 году из регионального бюджета на проведение текущего и капитального ремонта в 17 государственных учреждениях выделено 59 млн рублей. ​

Обращаясь к министру образования, глава региона подчеркнул, что важно подготовить детей с особыми потребностями к самостоятельной жизни, помочь им с трудоустройством. По словам Алевтины Шевелевой, в 2018 году из 300 инвалидов, получивших профессиональное образование, трудоустроено 209. Еще 70 выпускников поступили в вузы, 7 - находятся в отпуске по уходу за ребенком, 14 - не работают по состоянию здоровья.

Губернатор подчеркнул, что нужно увеличивать число рабочих мест на предприятиях для людей с ограниченными возможностями здоровья. Глава региона также раскритиковал работу министерства промышленности и ТЭК Тульской области в этом направлении.

^