18 Января 2019

Сводный отчет за 2018 год о выполнении Регионального плана противодействия коррупции

Настоящий отчет подготовлен органом Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений в соответствии с пунктом 4 указа Губернатора Тульской области от 17 сентября 2018 года № 198 «О Региональном плане противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы».

Указом Губернатора Тульской области от 4 августа 2015 года № 235 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» функции органа Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений были возложены на главное управление государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области, в структуре которого находился отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Указом Губернатора Тульской области от 28 декабря 2018 года № 291 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области» функциями органа Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений наделено министерство по контролю и профилактике коррупционных нарушений в Тульской области, в составе которого образован департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений.


По пункту 1 Регионального плана.

Органом Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений обеспечивается своевременная актуализация нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, в том числе с учетом новелл, предусмотренных к внесению в федеральное законодательство в связи с реализацией Национального плана противодействия коррупции на 2018-2019 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года
№ 378. В частности, обеспечено принятие следующих нормативных правовых актов:

– Закона Тульской области от 27 сентября 2018 года № 63-ЗТО «О внесении изменений в статью 2-3 Закона Тульской области «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Тульской области»;

– Закона Тульской области от 27 сентября 2018 года № 62-ЗТО «О внесении изменений в статью 1 Закона Тульской области «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Тульской области, и лицами, замещающими государственные должности Тульской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

– указа Губернатора Тульской области от 17 сентября 2018 года № 198
«О Региональном плане противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы»;

– указа Губернатора Тульской области от 18 сентября 2018 года
№ 200 «О внесении изменения в постановление губернатора Тульской области от 10 ноября 2009 года № 55-пг «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Тульской области, и государственными гражданскими служащими Тульской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

– постановления правительства Тульской области от 20.09.2018 № 381 «О внесении изменений в некоторые правовые акты правительства Тульской области в сфере противодействия коррупции»;

– указа Губернатора Тульской области от 28 декабря 2018 года № 291 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области».


По пункту 2 Регионального плана.

За отчетный период государственно-правовым комитетом Тульской области проведена антикоррупционная экспертиза проектов законов и действующих законов Тульской области, проектов правовых актов, принимаемых Губернатором Тульской области, правительством Тульской области и органами исполнительной власти Тульской области.

Выявляемые в проектах правовых актов коррупциогенные факторы устраняются в рабочем порядке на стадии проведения правовой экспертизы. За отчетный период в действующих правовых актах коррупциогенные факторы не выявлены.


По пункту 3 Регионального плана.

С учетом требований постановления администрации Тульской области от 15 июня 2010 года № 551 «О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти и подразделениями аппарата администрации Тульской области» на портале правительства Тульской области https://tularegion.ru/governance/protivkorr/ppa/ в разделе «Противодействие коррупции» размещаются проекты нормативных правовых актов Губернатора и правительства Тульской области для независимой антикоррупционной экспертизы.

Заседания общественных советов при органах исполнительной власти Тульской области проводятся не реже одного раза в квартал. В отчетном периоде в повестку дня общественных советов, образованных при органах исполнительной власти Тульской области, в том числе включались вопросы нормативного обеспечения противодействия коррупции.


По пункту 5 Регионального плана.

Органом Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений в пределах своих полномочий на постоянной основе реализуются меры, направленные на повышение эффективности контроля за соблюдением лицами, замещающими государственные должности Тульской области, должности государственной гражданской службы и муниципальные должности, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

В ходе осуществления мониторинга представленных должностными лицами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующие справки изучаются, сравниваются со справками предыдущих периодов и иной информацией, содержащейся в личных делах, в том числе на предмет выявления возможности возникновения конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей. Анализируется информация, содержащаяся в электронных базах данных: Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Банке данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов, Государственной автоматизированной системе «Правосудие», Едином реестре государственных и муниципальных контрактов, изучаются сведения в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах, в обращениях граждан и организаций.

Для повышения эффективности анализа постоянно изучается рынок информационно-коммуникационных технологий. Так, например, органом Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений уже длительное время используется программа «Контур.Фокус», первоначально разработанная для проверки своих контрагентов коммерческими организациями. Программа использует сведения ФНС России, Росстата, иных источников, а также публикации в сети «Интернет», что позволяет выстраивать цепочки лиц, связанных между собой по каким-либо признакам (общие учредители, общий регистрационный адрес, общие руководители и так далее), и обобщать доступную информацию по ним. В 2017 году приобретена система «ДельтаБезопасность», которую отличает возможность в автоматическом режиме аккумулировать сведения в отношении физического лица из Банка данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов, Государственной автоматизированной системы «Правосудие», сервиса «Налоговая задолженность», социальных сетей и других источников.

Органом Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений разработана и применяется с 2016 года форма для представления государственными служащими и иными лицами сведений о лицах, состоящих с ними в близком родстве или свойстве (родителях, супругах, детях, братьях, сестрах, а также братьях, сестрах, родителях, детях супругов и супругах детей). Форма предусматривает указание: степени родства; фамилии, имени и отчества; даты рождения; региона проживания (субъект РФ, населенный пункт); должности и места работы (с указанием субъекта РФ и населенного пункта). Представляемая информация также анализируется на предмет аффилированности и возможности возникновения личной заинтересованности.

После внесения Правительством Российской Федерации изменений в форму анкеты, подлежащей представлению лицами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской или муниципальной службы, касающихся указания в ней сведений о родственниках (увеличение объема представляемой информации), главным управлением государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области (далее – Главное управление) будет обеспечен контроль за актуализацией сведений, содержащихся в данных анкетах, а также применяться меры к лицам, указавшим неполную или недостоверную информацию.

В 2018 году проведено 2 проверки соблюдения государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению. Один служащий уволился в ходе проверки, в действиях второго служащего нарушений не установлено.


По пункту 6 Регионального плана.

В органах исполнительной власти Тульской области (подразделениях аппарата правительства Тульской области) с учетом специфики их деятельности осуществляются меры, направленные на соблюдение сотрудниками запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в частности:

– руководством анализируются поступающие в органы власти обращения граждан, а также обращения граждан в ходе проводимых личных приемов на предмет наличия в них информации о фактах коррупции в отношении сотрудников возглавляемых органов;

– организованы процедуры информирования сотрудниками руководителей о ставших известными им случаях возможного возникновения коррупционных рисков и принятия мер по их недопущению.

Также можно отметить положительный опыт министерства образования Тульской области, которым были проведены:

– совещание с работниками финансовых служб и службы, осуществляющей государственные закупки, государственного казенного учреждения Тульской области «Централизованная бухгалтерия министерства образования Тульской области», на котором был рассмотрен вопрос о противодействии коррупции в сфере образования. В работе совещания принял участие представитель управления по экономической безопасности и противодействию коррупции УМВД России по Тульской области;

– Совет директоров профессиональных образовательных учреждений Тульской области с участием представителя управления по экономической безопасности и противодействию коррупции УМВД России по Тульской области, на котором был рассмотрен вопрос «Об актуальных проблемах противодействия коррупции в сфере образования»;

– практический семинар для сотрудников подведомственных государственных учреждений (руководителей, заместителей руководителя, кадровых работников, работников финансовых служб и служб, осуществляющих деятельность по закупкам), на котором были рассмотрены вопросы профилактики коррупционных правонарушений в государственных учреждениях. В работе семинара приняли участие представители СУ Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области, прокуратуры Тульской области, УМВД России по Тульской области, органа Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Также органами исполнительной власти Тульской области и подразделениями аппарата правительства Тульской области организована работа по реализации требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов в подведомственных государственных учреждениях и иных организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти Тульской области (подразделениями аппарата правительства Тульской области), в частности:

– руководители государственных подведомственных учреждений и иных организаций на постоянной основе ознакамливаются с нормами антикоррупционного законодательства;

– в ходе рабочих совещаний, проводимых в органах исполнительной власти Тульской области и подразделениях аппарата правительства Тульской области, по вопросам текущей деятельности обращается внимание на необходимость неукоснительного соблюдения требований руководителями государственных учреждений законодательства о противодействии коррупции.

Также можно отметить положительный опыт по данному направлению:

– при министерстве культуры Тульской области создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению руководителей подведомственных учреждений и урегулированию конфликта интересов;

– на заседаниях общественного совета при министерстве труда и социальной защиты Тульской области и Совета директоров учреждений социального обслуживания рассматриваются вопросы исполнения, принятых в подведомственных государственных учреждениях Кодексах этики;

– министерством труда и социальной защиты Тульской области осуществляется контроль за работой близких родственников в государственных учреждениях, подведомственных министерству (в учреждениях проходят заседания Комиссии по этике, соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов, на которых рассматривается наличии/отсутствии возможности возникновения личной заинтересованности и конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей среди родственников, работающих в учреждении, с последующим предоставлением в министерство протоколов заседания, а также ежемесячно в министерство предоставляются отчеты по вновь принятым работникам с указанием должности, родственных связей в данном учреждении);

– все руководители государственных подведомственных учреждений и иных организаций на постоянной основе ознакамливаются с нормами антикоррупционного законодательства;

– в ходе рабочих совещаний, проводимых в органах исполнительной власти Тульской области и подразделениях аппарата правительства Тульской области, по вопросам текущей деятельности обращается внимание на необходимость неукоснительного соблюдения требований руководителями государственных учреждений законодательства о противодействии коррупции.

В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в подведомственных государственных учреждениях и иных организациях приняты локальные нормативные акты по предупреждению и противодействию коррупции (антикоррупционная политика, кодекс этики и служебного поведения работников, положения о конфликте интересов и о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, о получении подарка в связи с исполнением должностных обязанностей, порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений и др.); определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В некоторых учреждениях и организациях приняты иные меры по предупреждению и противодействию коррупции с учетом специфики деятельности, например, в ГКУ ТО «Экспертиза» утверждены порядок оценки коррупционных рисков и их минимизации, перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.


По пункту 8 Регионального плана.

Органом Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений на постоянной основе осуществляются обзоры практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и соответствующая информация направляется в органы исполнительной власти, иные государственные органы Тульской области, органы местного самоуправления Тульской области. Лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, должности гражданской и муниципальной службы, а также гражданам оказывается консультативная помощь по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

В частности, в 2018 году в государственные и муниципальные органы были направлены:

– письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.03.2018 №18-0/10/П-2061 с Обзором практики правоприменения в сфере конфликта интересов;

– информационное письмо органа Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений об особенностях применения положений Федерального закона от 03.08.2018 № 304-ФЗ «О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации» и Федерального закона от 03.08.2018 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции»;

– информационное письмо органа Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений об особенностях и практике подготовки кадровыми службами администраций муниципальных образований при организации проверочных мероприятий запросов;

– информация и письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.11.2018 № 18-0/10/В-9380 о необходимости соблюдения запрета дарить и получать подарки;

– письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.04.2018 № 18-2/10/В-2575 о необходимости соблюдения запретов, установленных антикоррупционным законодательством для отдельной категории лиц;

– Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

Кроме того, в государственные и муниципальные органы также направлялась другая информация по вопросам практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и методические материалы.

В первом квартале 2019 года органом Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений будет подготовлен и направлен в органы исполнительной власти, иные государственные органы Тульской области, органы местного самоуправления Тульской области обзор практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в части, касающейся предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

В течение 2018 года с главами администраций муниципальных районов и городских округов Тульской области было проведено два ВКС и одно совещание по вопросам профилактики и противодействия коррупции.


По пункту 9 Регионального плана.

В 3-4 кварталах 2018 года органом Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений реализован комплекс мероприятий, направленных на реализацию требований Национального плана об использовании специального программного обеспечения «Справки БК» лицами, претендующими на замещение должностей или замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей, при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Обеспечено принятие соответствующих нормативных правовых актов и проведена адаптация информационной системы, эксплуатируемой в правительстве Тульской области для учета, обработки и анализа представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.


По пункту 10 Регионального плана.

25 октября 2018 года был принят Закон Тульской области от № 88-ЗТО
«О внесении изменения в Закон Тульской области «О статусе депутата Тульской областной Думы», которым предусмотрено использование специального программного обеспечения «Справки БК» депутатами Тульской областной Думы при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.


По пункту 11 Регионального плана.

Министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области совместно с органом Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений на регулярной основе совершенствуется информационная система, эксплуатируемая в правительстве Тульской области для учета, обработки и анализа представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В 2018 году был организован защищенный канал обмена информацией в рамках пилотного проекта между органом Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений и Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

В связи с чем произведены следующие доработки программного комплекса АИС «1С: Справка о доходах»:

– разработан механизм декодирования, разбора и загрузки в АИС «1С: Справка о доходах» xsb-файла, создаваемого при заполнении справок о доходах, расходах и имуществе с использованием специального программного обеспечения «Справки БК»;

– разработан механизм запроса на проверку установочных данных служащих и членов их семьи, загрузки полученных ответов в АИС «1С: Справка о доходах»;

– усовершенствован механизм автоматической проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

– Управлением Президента Российской Федерации разработан и передан органу Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений модуль сканирования QR-кодов со справок о доходах, расходах и имуществе, заполненных с использованием СПО «Справки БК» и распечатанных на бумажном носителе (с последующей загрузкой данных в АИС «1С Справка о доходах»).

Практика Тульской области в рамках пилотного проекта по отработке информационного взаимодействия Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции с органами субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений в части подключения к информационной системе противодействия коррупции, используемой в Администрации Президента Российской Федерации, признана победителем Всероссийского конкурса «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления» и удостоена диплома Минтруда России.


По пункту 12 Регионального плана.

В 2018 году к информационной системе, эксплуатируемой в правительстве Тульской области для учета, обработки и анализа представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подключены 2 муниципальных образования (Тепло-Огаревский район и город Ефремов). Всего по состоянию на 01.01.2019 подключено 15 муниципальных образований.


По пункту 13 Регионального плана.

Органом Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений в пределах своих полномочий на постоянной основе проводится мониторинг и анализ представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (в том числе посредством информационного взаимодействия с информационной системой в области противодействия коррупции, эксплуатируемой в Администрации Президента Российской Федерации), а также проводятся проверки на предмет их полноты и достоверности при наличии оснований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По результатам проведенного анализа и проверочных мероприятий за предоставление недостоверных и неполных сведений к дисциплинарной ответственности привлечены 35 должностных лиц (в том числе полномочия 2 прекращены в связи с утратой доверия), 118 – направлены предостережения о недопустимости нарушения законодательства о противодействии коррупции. Подробная информация приведена в Приложении № 1.

8 материалов направлено для рассмотрения по компетенции в правоохранительные органы и УФНС России по Тульской области.

В 2019 году будет внедрено в практику работы проведение планового анализа деклараций лиц, замещающих муниципальные должности, с использованием возможностей АИС противодействия коррупции, эксплуатируемой в Администрации Президента РФ, а также проведение анализа деклараций муниципальных служащих (в рамках мониторинга антикоррупционной работы в муниципальных образованиях) с использованием возможностей данной системы.


По пункту 14 Регионального плана.

Ежегодно сотрудники органа Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений в количестве 2 человек проходят повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в субъектах Российской Федерации», согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации.

Организовано регулярное проведение обязательных вводных семинаров для граждан, впервые поступивших на государственную службу, в ходе которых им разъясняются основные требования законодательства в области противодействия коррупции.

В рамках правового просвещения обсуждаются следующие вопросы: коррупциогенные факторы, порождающие коррупционные правонарушения; виды, механизмы выявления и оценки коррупционных рисков в различных сферах деятельности; ответственность за взяточничество и посредничество во взяточничестве; выявление коррупциогенных признаков при анализе положений действующих нормативных правовых актов; обязанности, запреты и ограничения, направленные на предупреждение коррупционных правонарушений; ограничение, действующее в течение 2 лет после увольнения с гражданской службы; схема действий гражданского служащего по уведомлению представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений; понятие конфликта интересов на государственной гражданской службе; принципы поведения гражданских служащих по предупреждению конфликта интересов; порядок сообщения о получении подарка на официальных мероприятиях и в служебных командировках; кодекс этики и служебного поведения гражданских служащих.


По пункту 16 Регионального плана.

Органом Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений проводятся семинары-совещания по актуальным вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции с сотрудниками подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов местного самоуправления Тульской области, а также главами администраций муниципальных районов и городских округов.

В течение 2018 года было проведено два совещания в формате ВКС и одно совещание в формате практического семинара, в рамках которого проводилось обучение новым технологиям, направленным на повышение эффективности контроля за соблюдением должностными лицами, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, а также его выявления.


По пункту 17 Регионального плана.

Органом Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений на регулярной основе реализуется комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по:

1) соблюдению лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, должности гражданской и муниципальной службы, ограничений и запретов, а также по исполнению ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

2) формированию у указанных лиц отрицательного отношения к коррупции;

3) формированию у указанных лиц негативного отношения к дарению им подарков в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

4) вопросам о криминализации обещания дачи взятки или получения взятки и предложения дачи взятки или получения взятки, недопущению поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки, или как согласие принять взятку, или как просьба о даче взятки;

5) усилению влияния этических и нравственных норм на соблюдение вышеуказанными лицами запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Подробная информация о приведённых мероприятиях приведена в Приложении № 2.


По пункту 19 Регионального плана.

Орган Тульской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений принимает активное участие в научно-практических конференциях и иных мероприятиях по вопросам реализации государственной политики в области противодействия коррупции.

Так, в частности, в отчетном периоде представители правительства Тульской области:

– выступили с двумя докладами на семинаре-совещании по актуальным вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, проводимом в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 25 октября 2018 года № 315-рп, которое состоялось 27-28 ноября 2018 года в г. Москве;

– приняли участие в круглом столе на тему «Практика применения законодательства Российской Федерации в части включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия», проведенном Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству 21 ноября 2018 года; в практикуме «Технологии антикоррупционной работы», проведенном Правительством Москвы при поддержке Минтруда России 29 ноября 2018 года;

– выступили с презентацией кадровой практики Тульской области «Организация взаимодействия органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений с информационной системой в области противодействия коррупции, эксплуатируемой в Администрации Президента Российской Федерации» на Всероссийском конкурсе «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления».

В рамках проекта Минтруда России по обмену опытом и внедрению на гражданской и муниципальной службе современных технологий управления персоналом «HR-практикум» на базе правительства Тульской области в период с 3 по 5 октября 2018 года была организована стажировка для представителей органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений на тему «Реализация в субъекте Российской Федерации Федерального закона от 03.04.2017 № 64-ФЗ: региональное правовое регулирование и организация процесса».


По пунктам 20, 21 Регионального плана.

В Тульской области на постоянной основе реализуются мероприятия по информированию общественности о результатах работы соответствующих органов, подразделений и должностных лиц, на которых возложены функции по профилактике коррупционных и иных нарушений (далее – органы по профилактике коррупционных нарушений).

Органы по профилактике коррупционных нарушений сообщают в пресс-службы региона информацию для освещения в средствах массовой информации о наиболее значимых событиях в сфере противодействия коррупции, в частности:

– о заседаниях комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Тульской области и соответствующих комиссий в муниципальных образованиях Тульской области;

– о брифингах, семинарах и мероприятиях по правовому просвещению, проводимых органами по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

– о наиболее жестких мерах дисциплинарной ответственности, принятых по результатам проверок соблюдения законодательства о противодействии коррупции;

– о примерах применения и распространения передового опыта Тульской области в сфере противодействия коррупции.

Редакциям государственных СМИ Тульской области (районным (городским) газетам и областной общественно-политической газете «Тульские известия») рекомендовано включить в редакционные планы тему «Борьба с коррупцией» для приоритетного и регулярного освещения указанной тематики. За 2018 год размещено порядка 250 публикаций антикоррупционной направленности.

В разделе «Противодействие коррупции» (https://tularegion.ru/governance/protivkorr/npakorr/) публикуются нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции и иная информация по вопросам антикоррупционной деятельности.

В частности, в декабре 2018 года были размещены тематические информационно-разъяснительные материалы в виде буклетов и памяток, подготовленные Генеральной прокуратурой Российской Федерации, с пояснением законодательства в сферах, имеющих повышенный коррупционный риск, и обоснованием целесообразности выбора некоррупционного поведения. Кроме того, указанные тематические материалы размещены на портале «Открытый регион 71», на официальных сайтах ряда органов исполнительной власти (согласно тематике).

В ближайшее время планируется размещение в региональных СМИ 3 короткометражных социальных роликов, подготовленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации, о негативных последствиях коррупционных действий.


По пунктам 22-25 Регионального плана.

В целях повышения эффективности ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок регламент проведения ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения нужд Тульской области дополнен положениями о составлении планов устранения выявленных нарушений, а также об информировании субъектом контроля органа ведомственного контроля о результатах работы по устранению и недопущению выявленного нарушения.

В 2018 году утвержден график проведения мероприятий ведомственного контроля в отношении подведомственных учреждений, в соответствии с которым проводятся документарные мероприятия ведомственного контроля по соблюдению законодательных и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При назначении работников контрактных служб (контрактных управляющих), создании комиссий по осуществлению закупок исключаются случаи, приводящие к конфликту интересов.

ГКУ ТО «Центр организации закупок» (далее – ГКУ «ЦОЗ), уполномоченное на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при создании комиссий по осуществлению закупок включает в состав комиссий сотрудников учреждения и представителей заказчика, что позволяет не допускать согласованных действий в интересах отдельно взятого лица (группы лиц). В соответствии с законодательством в документациях о закупках устанавливается требование к участникам закупки об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.

Расширена практика привлечения заказчиками экспертов, экспертных организаций (в том числе специалистов центров технических надзоров) к приемке результатов исполнения контрактов.

В соответствии с частью 4 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» министерство финансов и подведомственные ему учреждения привлекают экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии в пунктами 25.1 – 25.3 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В 2018 году контрольным комитетом Тульской области проведено более 95 плановых и внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (в том числе в целях осуществления внутреннего государственного финансового контроля) в деятельности заказчиков. По итогам проведенных проверок выявлено более 1 600 нарушений законодательства о контрактной системе, выдано порядка 30 предписаний об их устранении (при выявлении нарушений, носящих устранимый характер).

Также контрольным комитетом Тульской области в целях решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях проанализировано более 70 поступивших материалов контрольных мероприятий, проведенных счетной палатой Тульской области, органами исполнительной власти и подразделениями аппарата правительства Тульской области в рамках осуществления ведомственного контроля в сфере закупок, а также муниципальными контрольными органами в сфере закупок, содержащих информацию о нарушениях законодательства о контрактной системе.

В отношении должностных лиц, допустивших нарушения, с учетом установленных сроков давности привлечения к административной ответственности возбуждено более 250 дел об административных правонарушениях. Также контрольным комитетом Тульской области рассмотрено более 85 дел об административных правонарушениях, возбужденных органами прокуратуры Тульской области.

В общей сложности в течение отчетного периода за нарушения законодательства о контрактной системе в рамках административного производства на должностных лиц наложены административные штрафы на общую сумму более 2,3 млн. рублей.

Министерством финансов Тульской области и ГКУ ТО «ЦОЗ» проводится анализ соблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе ГКУ ТО «ЦОЗ» проводится анализ поступающих в учреждение заявок на осуществление закупок. Выявленные замечания устраняются заказчиком до момента публикации извещения.

Совместно с главными распорядителями бюджетных средств Тульской области, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов министерством финансов продолжена практика централизации закупок заказчиков Тульской области и муниципальных заказчиков, финансируемых за счет трансфертов из бюджетов всех уровней, на базе ГКУ ТО «ЦОЗ».

В соответствии с постановлением правительства Тульской области от 23.12.2013 № 788 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области» ГКУ ТО «ЦОЗ» привлекается в качестве уполномоченного учреждения.

Продолжается практика привлечения муниципальными заказчиками, муниципальными бюджетными учреждениями ГКУ ТО «ЦОЗ» в качестве специализированной организации для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок, источником финансирования которых не являются межбюджетные трансферты.

Активно применяется практика проведения совместных электронных аукционов и конкурсов.

В 2018 году ГКУ ТО «ЦОЗ» опубликовано более 300 извещений об осуществлении закупок путем проведения совместных электронных аукционов и 2 извещения о проведении совместных открытых конкурсов.

Сотрудниками министерства финансов ежедневно оказывается консультативно-методическая помощь по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «Контрактная система Тульской области» goszakaz.tularegion.ru размещены информационные материалы, методические рекомендации по осуществлению закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Так, в разделе «Библиотека типовых контрактов» размещены типовые проекты контрактов, а в разделе «База знаний (разъяснительные письма министерства финансов Тульской области)» размещены информационные письма министерства финансов.

С целью разъяснения положений действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд проводятся обучающие семинары для заказчиков Тульской области и муниципальных заказчиков.


По пункту 26 Регионального плана.

На постоянной основе оказывается методическая помощь органам местного самоуправления по вопросам профилактики и противодействия коррупции, а также осуществляется мониторинг данной работы. С начала 2018 года проведены мероприятия по мониторингу работы по вопросам реализации предусмотренных законодательством мер в сфере противодействия коррупции в администрациях муниципальных образований Богородицкий, Заокский, Куркинский, Чернский районы и города Ефремов и Новомосковск, по результатам которых составлены и направлены на имя глав администраций соответствующие справки с рекомендациями.

В ходе мониторинга и контроля за расходами был выявлен 51 факт, свидетельствующий о возможном представлении муниципальными служащими неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о чем соответствующая информация была направлена в органы местного самоуправления. По результатам ее рассмотрения 26 муниципальных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности (замечаний – 18, выговоров – 8); 19 муниципальным служащим направлены предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения нарушений законодательства о государственной службе и профилактике коррупции.

Привлекаются к сотрудничеству по вопросам работы по противодействию коррупции некоммерческие организации, уставами которых предусмотрено участие в данное сфере.

В частности, в отчетном периоде проект указа Губернатора Тульской области «О Региональном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» в целях общественного обсуждения был направлен в Общественную палату Тульской области, Тульскую областную организацию Общероссийской общественной организации – Общество «Знание» России, Тульское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», Тульское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти», руководителю Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией по Центральному Федеральному округу. Поступившие предложения от представителей общественного сообщества были учтены в окончательном варианте Регионального плана противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы.


По пункту 27 Регионального плана.

Руководителями органов исполнительной власти Тульской области в пределах своих полномочий:

1) обеспечивается принятие мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в установленных сферах деятельности, устранение причин и условий, ее порождающих, в том числе на защиту субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц возглавляемых органов исполнительной власти, в частности:

– для обеспечения мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции, в каждом органе ЗАГС установлены камеры видеонаблюдения и утвержден порядок осуществления контроля по средствам видеонаблюдения;

– в ходе рабочих совещаний, проводимых в органах исполнительной власти Тульской области по вопросам текущей деятельности, обращается внимание подчиненных гражданских служащих на недопустимость злоупотреблений своим служебным положением при исполнении должностных обязанностей;

2) принимаются меры по усилению ведомственного контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, в частности:

– органами исполнительной власти Тульской области утверждены регламенты проведения ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Тульской области, положения о внутреннем финансовом контроле и ведомственные планы мероприятий по повышению эффективности расходования бюджетных средств;

– осуществляются проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений и организаций и мониторинги проводимых ими закупок;

3) ежегодно рассматриваются результаты ведомственного контроля на заседаниях общественных советов, образованных при органах исполнительной власти Тульской области;

4) обеспечивается информационная открытость деятельности возглавляемых органов исполнительной власти через средства массовой информации, а также с использованием официального портала правительства Тульской области:

– информация о деятельности органов исполнительной власти и аппарата правительства Тульской области размещается на официальном сайте органов исполнительной власти и правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (tularegion.ru); на портале открытых данных (Opendata71.ru), на портале «Открытый регион» (or71.ru) и на портале «Открытый бюджет» (dtfo.ru);

– информация об осуществлении закупок регулярно размещается на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, сайтах электронных площадок ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru) и Сбербанк-АСТ (www.sberbank-ast.ru);

– ведутся аккаунты в сети «Твиттер»;

– даются комментарии (интервью) региональным телерадиокомпаниям, печатным и электронным изданиям по вопросам основной деятельности.


По пункту 28 Регионального плана.

В 2018 году министерством финансов Тульской области проведены 24 контрольных мероприятия в 43 объектах контроля:

1) 18 плановых контрольных мероприятий (проверок), в том числе:

– проверка министерства труда и социальной защиты Тульской области и других соисполнителей региональной программы Тульской области «Комплексные меры профилактики социального сиротства в Тульской области на 2016-2017 годы», утвержденной постановлением правительства Тульской области от 29.06.2016 № 274;

– проверка Тульского регионального фонда «Центр поддержки предпринимательства»;

– проверка государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок»;

– ревизия государственного учреждения Тульской области «Центр занятости населения Тульской области»;

– проверка министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области и государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор»;

– 2 проверки министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области и ГУКС «ТулоблУКС»;

– проверка государственного учреждения Тульской области «Первомайский дом-интернат для престарелых и инвалидов»;

– проверка государственного учреждения здравоохранения «Богородицкая центральная районная больница»;

– проверка государственного учреждения здравоохранения «Заокская центральная районная больница»;

– проверка государственного учреждения здравоохранения «Ясногорская районная больница»;

– проверка государственного учреждения здравоохранения «Дубенская центральная районная больница»;

– проверка государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»;

– проверка государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной госпиталь ветеранов войны и труда»;

– проверка министерства образования Тульской области, министерства труда и социальной защиты Тульской области, министерства здравоохранения Тульской области, администрации муниципального образования город Тула и других соисполнителей Комплекса мер по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям групп риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра в Тульской области на 2017-2018 годы, утвержденного распоряжением правительства Тульской области от 17.08.2017 № 501-р;

2) 6 внеплановых контрольных мероприятий (проверок):

– проверка администрации муниципального образования Одоевский район;

– проверка администрации муниципального образования город Новомосковск;

– проверка администрации муниципального образования Заокский район;

– проверка министерства здравоохранения Тульской области;

– проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения Тульской области «Тульский областной центр молодежи»;

– проверка администрации муниципального образования Кимовский район и администрации муниципального образования Епифанское Кимовского района.


По пункту 29 Регионального плана.

В Тульской области организована централизованная сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Тульской области (далее – МФЦ). В настоящее время функционирует 34 отделения МФЦ и 104 территориально обособленных структурных подразделения, которые открыты в каждом муниципальном образовании Тульской области с численностью свыше 1000 человек.

Министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области продолжает реализацию мероприятий по развитию системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Тульской области.

В настоящее время показатель охвата населения возможностью получения услуг по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах, согласно данным системы мониторинга Минэкономразвития России, составляет 99,89%. Значение указанного показателя по итогам 2017 года составляло 99,65%. Рост значения показателя связано с внесением изменений в схему размещения объектов МФЦ.

В МФЦ Тульской области предоставляется 171 услуга (49 федеральных, 64 региональных, 58 муниципальных).

За 11 месяцев 2018 года МФЦ Тульской области оказали 1 670 820 услуг, в том числе 1 252 523 федеральных, 308 157 региональных, 110 140 муниципальных услуг. Наиболее востребованными являются услуги Росреестра и Кадастровой палаты (35%), социальной защиты населения (26%), УМВД (23%), а также муниципальные услуги (8%) и услуги ПФР (7%).


По пункту 30 Регионального плана.

Федеральной службой охраны Российской Федерации регулярно проводятся социологические опросы для оценки уровня коррупции в органах власти в субъектах Российской Федерации.

При оценке респондентами работы властей всех уровней по противодействию коррупции Тульская области регулярно входит в перечень областей, в которых работа властей получила наиболее позитивные оценки. По результатам проведенного в 2018 году опроса показатель разности между положительными и отрицательными оценками работы властей Тульской области по противодействию коррупции является одним из лучших по стране и составляет «+20,6», общероссийский – «–14,6», по Центральному Федеральному округу – «–14,9».

После утверждения методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации, предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 Плана, будет обеспечено ежегодное проведение социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в Тульской области в соответствии с данной методикой.

Работа по реализации Регионального плана противодействия коррупции продолжается.



Приложение № 1

Результаты проверочных мероприятий на предмет достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год

Результат

Лица, замещающие гос. должности,

гражданские служащие

Руководители государственных учреждений

Муниципальные служащие

Лица, замещающие муниципальные должности

Итого

Привлечено к ответственности:

17

11

6

1

35

увольнение в связи с утратой доверия

0

0

1

1

2

предупреждение о неполном должностном соответствии

0

-

-

0

0

выговор

6

1

3

0

10

замечание

11

10

2

0

23

Вынесено предостережений

58

30

24

5

118

Уволилось до окончания проверки

-

0

1

1

2



Приложение № 2

Мероприятия по правовому просвещению

Вид мероприятия по правовому просвещению

Количество мероприятий/

человек

Семинары-беседы для впервые принятых государственных гражданских служащих и сотрудников органов исполнительной власти и аппарата правительства Тульской области

5/103

Правовое просвещение государственных гражданских служащих и сотрудников органов исполнительной власти и аппарата правительства Тульской области, руководителей государственных учреждений по вопросам гражданской службы и противодействия коррупции

11/1220

Проведение семинаров в рамках повышения квалификации государственных гражданских, муниципальных служащих Тульской области, работников государственных и муниципальных учреждений в Тульской области

13/180

Семинары-беседы и лекции со студентами ВУЗов Тульской области

92/464

Правовое просвещение депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, иных лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы, работников, руководителей муниципальных учреждений муниципальных образований Тульской области

56/2600

Семинар-беседа с работниками кадровых служб муниципальных образований Тульской области

2/104

Всего

179/4671


^